Новости

Новости
новости

пятница, 25 мая 2012 г.

Взаимоотношение между противоположностями. Статья 4.


http://gorlanova-eu.livejournal.com/36946.html
Совершенствование должно быть теоретическим и практическим. К теоретическому совершенствованию относится мудрость и рассудительность, знание человеческих и божественных вещей и их причин; к практическому - умеренность, смелость, справедливость. Цицерон Марк Тулий - (106-43 до н.э. )

Диалектическое противоречие - сложное взаимоотношение между противоположностями. Сущность этого отношения прежде всего состоит в том, что образующие его стороны взаимно обусловливают и в то же время взаимоисключают, взаимоотрицают друг друга, “борются”, сталкиваются, противодействуют. Кроме того, в процессе развития противоречий появляются и моменты тождества и взаимопереходов противоположностей. В гегелевской философии истории синтез объективного и субъективного в духе, сначала дает религию, потом искусство, а затем философию. Философия (ф) есть любовь (л) к мудрости (м), поэтому диалектическая формула развития любви и мудрости, в их единстве и борьбе, и отражает восхождение к философии.
    Процесс передачи управленческих навыков без опоры на понятийный и терминологический аппарат теории управления - это хорошо известный путь “проб и ошибок”. Основывается он на том, что всегда найдутся отдельные индивиды, которые смогут проникнуть в тонкости и понять важные нюансы конкретных ситуаций, выработать некоторую совокупность конкретных управленческих навыков и достаточно успешно справиться с задачами управленца в реальных жизненных ситуациях. Те же, кто не обладает такими навыками, набьют себе много “синяков и шишек”. И с этим можно было бы согласиться: в конце концов, это их “синяки и шишки”, и набьют они их себе! Однако возникает одно досадное обстоятельство: они набьют их не только себе, но и тем, на ком прямо или косвенно скажутся их решения. Ведь хорошо известно, что всякое действие в социуме, а тем более действие государственного или муниципального чиновника, затрагивает множество людей.
      Словом, возведение в статус стратегии “проб и ошибок” чревато совершенно неприемлемыми негативными последствиями. Капиталистическая бизнес-специализация диалектически порождает свою противоположность - универсализацию, и политики начинают все больше понимать, что мыслить ограниченно, без взаимосвязи и развития, мыслить недиалектически, значит отставать. Вечное решение проблем по единой заученной схеме также недиалектично, как и мысль о том, что какие-то институции - вечны.      Развивающиеся материя и движение не говорят о вечности и неизменности продуктов своего развития, - в этом возможность преобразования всего, что создано природой и человеком. Диалектическая связь позволяет говорить о возрастании то роли объекта, то роли субъекта, эта роль зависит от развития действительных противоречий. Рассмотрим на примерах:
1.Авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, - следствие недиалектической логики - не учли противоречия человеческой технологии и природы в развитии. Однако показателен субъективный момент - долгая ликвидация этой аварии в разобщенном капиталистическом мире, где каждый думал прежде всего о своих прибылях и убытках, о конкуренции, о тех, кто должен заплатить за работы и ущерб, и т.д.
2.Также показательна неподготовленность России к тушению лесных пожаров лета 2010 года - предыдущая лесная политика учла экономические факторы, но не учла природоохранные и противопожарные.
3.Человеческая трагедия в Норвегии летом 2011 года, - также следствие ограниченной, недиалектичной европейской политики.
 
Все это призывает диалектику, учитывающую взаимосвязи, разрешающую противоречия в развитии.

Важнейшая задача современности - переход к диалектической культуре.

Отстающий метод проб и ошибок становится катастрофичным, отодвигает важнейшие решения на неопределенный срок, и слишком дорого обходится человечеству. Поскольку развитие состоит из вызревания и разрешения противоречий, всегда будут мнения и партии, например, сводящие проблемы к простому различию. Если «единственно приемлемым исходом борьбы будет синтез, то есть теория, в которой сохранены наиболее ценные элементы и тезиса, и антитезиса», то такой синтез состоит из двух этапов. На первом этапе происходит простой синтез тезиса и антитезиса как сторон зрелого противоречия. Революционный синтез включает кроме простого синтеза противоположностей, также разрешение противоречия между ними, с революционным, т.е. переворачивающим, изменяющим порядок элементов переходом к новому уровню развития, где появляется доминанта качественно нового элемента.      РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т.д.). Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.
    Понятие революции - неотъемлемая сторона диалектической концепции развития. Оно раскрывает внутренний механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии.     Революция отличается от эволюции - постепенного развития какого-либо процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер которого определяется конкретно-историческим содержанием самой революции и реформы)» Диалектическое напряжение, создающееся между противоположными идеями, разрешается на новом уровне развития, в новой идее, здесь также нет ничего таинственного. Диалектике природы абсолютно безразлична «исключительно наша решимость не признавать противоречий», которая «заставляет нас искать какую-то новую точку зрения, позволяющую избежать противоречий».
    Противоречия природы существовали, когда человека и его «решимости» в природе не было, сам человек - продукт разрешения противоречий природы. Человек может познать законы диалектики природы и на этой основе применить свою решимость по назначению. В книге «b» говорится: «Серьезный разговор принято начинать с определений. Скотт Фицджеральд (которого процитировал Михаил Веллер) сказал: “Признаком первоклассных мозгов является способность держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности соображать”. Вот это, в переводе на общепринятый язык, и есть диалектика». Однако просто держать в уме две взаимоисключающие мысли, это скорее простой диалектический синтез, соображать, т.е. совмещать образы, это шаг к созданию нового образа.
     Важно вывести из противоречия мыслей нечто новое, что выведет мышление на качественно новый уровень развития, т.е. нужен революционный диалектический синтез. Это не значит, что новое ничем не будет напоминать о прошлом, напротив, это продукт не только борьбы, но и единства с прошлым. В материальном мире, на практике просто необходимо и «ценить противоречия за их плодотворность» и «принимать их как должное». Мы ценим противоположности, содержащиеся в электромагнитном взаимодействии, в создании напряжения и тока, и с благодарностью принимаем их как должное.
    В обществе и мышлении примиряться с противоречиями, т.е. останавливать развитие, значит способствовать застою. Комплимент диалектике К.Поппер дает в виде упоминания корпускулярно-волновой теории, считая, что синтезом корпускулярной и волновой теории, диалектика как традиционный «тезис-антитезис-синтез» заканчивается: «Обратимся, скажем, к развитию физики.
   Здесь мы можем найти очень много примеров, которые вписываются в диалектическую схему. Так, корпускулярная теория света, будучи сначала заменена волновой теорией, была “сохранена” в новой теории, которая заменила и ту, и другую. Если говорить точнее, формулы старой теории обычно могут быть описаны - с точки зрения новой теории - как приближения, то есть они оказываются почти корректными, настолько, что их можно применять либо если мы не нуждаемся в очень высокой степени точности, либо даже - в некоторых ограниченных областях - как совершенно точные формулы. Все это говорит в пользу диалектической точки зрения. Вместе с тем мы должны внимательно следить за тем, чтобы не приписать ей лишних достоинств». Если составить формулу корпускулярно (к) - волнового (в) диалектического развития, то дело отнюдь не заканчивается синтезом корпускулярной и волновой теории, после него - выход на новый уровень развития (и), и в современной физике таким уровнем можно считать квантовую физику: Очевидно, что в своем становлении квантовая теория должна разрешать противоречия как с корпускулярной , так и с волновой теорией , и с ними обеими , и т.д.
   При этом новая квантовая теория появляется не непосредственно из квантово-волнового противоречия, а может исходить из связанных с ним «множества трудностей вокруг истолкования излучения черного тела, удельной теплоемкости и фотоэлектрического эффекта». Новая диалектическая идея потому и новая, что снимает противоречие старых, здесь нет заблуждения, а есть новация, которая частично содержит старое, при этом новое не обязательно бывает сразу же совершенным, ему нужно развитие в единстве и борьбе со старым. Чтобы не вводить в заблуждение, важно различать простой и революционный диалектические синтезы, и развитие на новом уровне. Следующий будущий этап - новый уровень доминанты производителей, а затем - потребителей. Переход к любому следующему крупному историческому периоду - витку развития, начинается с социально-экономического перераспределения ресурсов, доставшихся от прошлого, затем идет этап производства нового, и далее этап доминант потребления.
    После этого накопившиеся противоречия вновь приводят очередным революционным синтезом к новому витку развития в диалектике распределения, производства, потребления. Первый этап развития человечества в основном заключался в потреблении даров природы, сознательная организованная жизнь человечества начинается с сознательного распределения и производства. Таким образом, обращение к революционному диалектическому синтезу, в отличие от простого синтеза, позволяет продолжить развитие и заглянуть в будущее.

В статье использованы материалы из книги:
Мисюров Д.А. Опыт диалектики: Формулы развития, диалектическое исчисление, диалектические опыты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий